Витражи - из истории
Стекло использовали уже в Древнем Риме, восточном Средиземноморье устанавливая его в оконных проемах, но...
История витража
Стекло использовали в Древнем Риме, восточном Средиземноморье в оконных проемах, но материал пока не выполнял отчетливую эстетическую функцию. По-другому взглянуть на стекло помог готический стиль в XII веке. Тяжелые своды зданий перенесли на колонны и выступы, в стенах можно было вырезать большие окна и закрывать их красивейшими панно из цветного стекла. Со временем панно сменили витражи.
Средневековье
В то время окна некоторых домов украшали эмалированными стеклами. Эмаль вплавляли в стекло, подвергая его термообработке.
Яркий пример колоссальной работы над витражами во времена средневековья – Шартрский собор, построенный недалеко от Парижа. Для остекления собора мастера изготовили около 7 000 кв. м. витражей (между 1200–1236 годами). Возведение Шартрского собора произвело фурор не только во Франции, но во всех европейских странах.
Витраж стал популярен в Италии позднее. Но его изготавливали в Италии не стеклоделы, а художники, этот подход и прославил итальянскую школу. В 1300 году итальянский художник-витражист Антонио да Пиза написал трактат, в котором подробно описал изготовление витражей, способы резки стекла и соединения кусочков свинцовым профилем. Автор описал способы реставрации, применяя которые мастер возвращал произведениям искусства былое великолепие. Изучая труд Антонио, художник мог раскрасить стекло природными красителями и создать из него сложнейшие работы.
Резка стекла по трактату Антонио да Пизы
Антонио да Пиза предложил в своем труде следующие техники резки стекла:
· Раскаленным железным лезвием. Художник должен рисовать на стекле гипсом, а потом несколько раз провести инструментом по контуру, охлаждая стекло.
· Веревкой. Мастер укладывал веревку по контуру, смачивал в сере и поджигал. Пока веревка горела, нужно было охлаждать стекло вблизи веревки. Полученные куски стекла профилировали по свинцовой разметке, мыли и сушили, укладывали на рисунке будущего витража и закрепляли клеем. Способ эффективен в резке толстых пластинок стекла.
Каждое стекло монтировали в профиль из свинца формы «Н». В результате получалась решетка с множеством пластин. В завершение все перекрестья спаивали. Профиль отливали в едином штампе.
Возрождение
В эпоху Возрождения техника создания витражей изменилась: теперь мастера использовали волочение в изготовлении профилей. Кусочки стекла фиксировали в профиле, заливая пространство между пластинами и оправой мастиками. Мастики также готовили по рецептам, хранящимся в тайне. Как правило, из порошков, например, мела, льняного масла, красителей.
Закат и возрождение искусства витражей
После эпохи Возрождения искусство витража забывалось. Вспомнили о замечательных произведениях из стекол только в XIX веке. Толчком стала масштабная реставрация памятников архитектуры. Настольной книгой мастеров XIX века стал трактат Антонио да Пиза. Секреты создания витражей вначале вспоминали французские мастера, но в конце века центром Германия. Оконными и потолочными витражами украшали виллы, дворцы, общественные здания. Рисунки стали разнообразными: пейзажи, тема охоты, из светской жизни, гербы.